МАГ.
«- Все на свете - знаки, - сказал англичанин, откладывая свою газету. - Давным-давно люди говорили на одном языке, а потом забыли его. Вот этот-то Всеобщий Язык, помимо прочего, я и ищу. Именно поэтому я здесь. Я должен найти человека, который владеет этим Всеобщим Языком».
Пауло Коэльо "Алхимик"
1. Маг - человек (по другим картинам мира — человек или любое другое разумное существо), практикующий магию. В зависимости от конкретного понимания слова «магия», будет существенно различаться и понимание термина «маг» (например, «волшебник», «оккультист» и даже просто «мастер своего дела»). Несмотря на это, здесь можно выделить два существенных подхода к определению, примерно соответствующих отличию между «делать» и «быть»1. При этом интересно, что третий элемент системы, «иметь», практически не рассматривается, поскольку «жизнь, построенная на "иметь ", менее свободна, чем жизнь, в основе которой лежит "делать" или "быть"»2, и, соответственно, относится к профанической жизни, а не к магии; действительно, трудно представить, чтобы магом всерьёз считали просто за то, что человек обладает, скажем, сертификатом с надписью «маг» или большим количеством амулетов!).
Подход «делать» подразумевает, что маг — это человек, который «занимается магией», то есть читает определённую литературу, совершает определённые ритуалы и прочие практики, обладает какими-то «сверхъестественными» (или хотя бы необычными) способностями и т. п. (причём, чем активнее он этим занимается, тем больше является магом). Подход «быть» подразумевает, что магом являются в силу каких-то своих внутренних свойств (врождённых или приобретённых), независимо от того, делает ли человек что-либо такое, что обывателями принято относить к сфере «оккультного» (афористически это может быть выражено словами: «Не тот маг, кто занимается магией, а то магия, что делает маг»). Нетрудно заметить, что некоторые определения магии (прежде всего, магия как колдовство) более совместимы с подходом «делать», тогда как другие (прежде всего, магия как магика) — с подходом «быть».
2. Маг - зороастрийский священнослужитель (мобед). Термин «маг» в Западной традиции восходит именно к этому слову. По представлениям зороастрийцев, маги являются потомками первых учеников пророка Заратуштры. Магом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов, не совершавший неискупимых грехов. До инициации будущий маг должен завершить обучение, сдать экзамены, пройти службу в качестве хирбада (младшего священнослужителя), пройти обряды очищения и инициации, что занимает от 10 до 15 лет. До инициации кандидат должен жениться на зороастрийке, родители которой также являются зороастрийцами. Обряд инициации (нозуд) осуществляется тремя дастурами (высшими магами) в присутствии девяти бехдинов (праведников). Маг имеет право читать во время службы все части Авесты и совершать все ритуалы. Ранги магов определяются их ролью в службе у священного огня. Мобед имеет право голоса в собрании магов. Высшим органом зороастрийского священничества является Анджоман Магов Ирана. Маги являются стражами священных огней и обязаны защищать их, в том числе и с оружием в руках3.
По мнению ряда других исследователей4, первоначально маги — жрецы и члены мидийской жреческой касты, исповедовавшие не зороастризм, а зерванизм.
3. “Маг” - магическая степень в системе ряда оккультных орденов Западной традиции. 9-я степень в системе Герметического ордена Золотой Зари (Golden Dawn), заимствованной преимущественно из системы Английского Общества Розенкрейцеров (Societas Rosicruciana in Anglia, S.R.I.A.) и далее из системы Ордена Розы-Креста (O.'.R.'.C.', Ordre Reaux Croix). Степень “Маг” входила в т. н. «Третий Орден», который состоял из «Тайных Владык», «Неведомых Высших», которые «скрыты и недосягаемы для профанов и для всех других, кроме Вождей Адептов Ордена»5.
В системе ордена A.'.A.'. (Argenteum Astrum) степень “Маг” занимает аналогичное положение и соответствует каббалистическому миру Хокма (Мудрость) — активному, «отцовскому» аспекту Единого. Если на ступени Бины (Ум)— «материнского» аспекта — посвященный был Мастером Мистицизма, внутреннего пути к просветлению, то здесь он становится Мастером Магии «в величайшем и высочайшем смысле этого слова», носителем Творящего Слова Мудрости. Если на предыдущей ступени от всех ограничений освободилось его Понимание, то здесь «от внутренних противоречий и внешних неясностей» освобождается его Воля. «Задача Мага, — пишет Кроули, — сотворить новую Вселенную в согласии со своей Волей». Символом данной степени служит погребальная урна с белым пеплом, в который обратилась «пригоршня праха», оставшаяся от посвященного на предыдущей ступени6.
В системе Ордена восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, O.T.O.) название "Маг" (также «Разделяющий таинства жизни») носит не одна из самых высших, а одна из самых низших (2-я) степеней. Согласно символизму этой степени, в ней человек проживает жизнь и знакомится с ее основными законами, с точки зрения Телемы. Все последующие (высшие) степени разрабатывают, главным образом, символику II степени, то есть, «являются своего рода руководством Кандидату относительно того, как он должен действовать; и постепенно сообщают ему Магические Тайны, делающие его Владыкой Жизни»7.
Степень "Маг" присутствует и в ряде других современных оккультных орденов, реальных или виртуальных, как связанных с системами Золотой Зари и О.Т.О., так и самостоятельных.
1. с некоторыми аспектами этого деления безотносительно магии можно ознакомиться, например, здесь: статья "Быть-делать-иметь";
2. см. "Актуально о религии";
3. см. напр.: "Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр)";
4. см., напр.: Теймураз Авдоев. Историко-теософский аспект езидизма. — М.: Эра, 2012. — 466 с. — ISBN 978-5-905016-967. — Часть IV;
5. см. Лекцию по официальной истории «Золотой Зари»;
6. см. A.'.A.'.;
7. см. Марсий. "Что такое Орден Восточных Тамплиеров?"
Из библиотеки Ивана Дария
|
|